Культура

История России глазами парфюмеров: Коллекционер Ирина Воробьева раскрыла ароматные секреты

5 февраля 2024, 16:30
Фото из архива Ирины Воробьевой
5 февраля 2024, 16:30 — Первый женский

Память на ароматы одна из самых сильных. Тем заманчивее увидеть историю России через парфюмерное искусство. Духи и роскошные флаконы, пережившие своих владельцев, но сохранившие память о них, могут рассказать о том , что порою остается незамеченным даже для работников музеев. Сейчас в Москве одновременно проходят две выставки парфюмерии: «Слава и величие парфюмеров царской России — Поставщиков Высочайшего Двора » и «Три века русской парфюмерии». Экскурсию для корреспондента «Первого женского» провела Вице-президент Союза коллекционеров России, соучредитель Русского музея Парфюмерии, организатор и куратор выставок Иринa Воробьева.

Коллекционер Ирина Воробьева. Фото из архива Ирины Воробьевой

Первые — в России

Существует миф, что первые парфюмерные наборы были созданы французской компанией Коти (Coty). На самом деле первыми такие наборы увидели и смогли приобрести москвичи, причем они были доступны всем горожанам, а не только царским особам. Случилось это благодаря французскому парфюмеру Генриху Брокару. При открытии парфюмерного магазина на Биржевой площади в 1878 году он пошел на беспрецедентный рекламный ход: выпустил в продажу парфюмерные наборы ценой всего в 1 рубль. За эту сумму можно было приобрести коробочку с десятью предметами красоты, куда, наряду с одеколоном, вошли помады, пудра, мыло. Разумеется, возник ажиотаж, и для того, чтобы предотвратить давку, пришлось вызывать конную полицию. Но Брокар добился своего: о нем узнали, его признали.

Дело в том, что до приезда предприимчивого француза, Санкт-Петербург и Москва были поделены на сферы влияния. В Северной столице обосновались немецкие парфюмеры, поэтому французам пришлось покорять Москву, и они не прогадали. Купеческая Москва была богатой и щедрой, вот только до приезда Брокара тут уже царствовал Альфонс Ралле, ставший на тот момент уже и придворным парфюмером и Поставщиком Высочайшего Двора.

Парфюмерный набор Брокара. Фото из архива Ирины Воробьевой

Мыло для народного просвещения

Супруга Брокара была очень предприимчивой и сразу посоветовала Брокару расширить рынок для реализации своей продукции, приучив жителей села к использованию мыла, ведь большей частью населения Царской России было крестьянство. Она посоветовала мужу сначала приучить будущих покупателей из деревень к мылу.

«Раньше крестьяне использовали для купания в основном мыльный корень и щелок. Брокар внял совету супруги и поначалу продавал мыло за копейку, чем сделал его доступным для самых простых покупателей. Для детей даже было создано специальное мыло с буквами «Азбука», причем последний кубик с буквой «Ъ» оборачивался бумагой с выдержками из произведений Пушкина, Крылова. Предполагалось, что пользуясь мылом- буквами, дети учатся читать. Таким образом, товар Брокара нес еще и просветительскую функцию», — рассказала Ирина Воробьева.

Кстати, самое доступное по цене мыло так и называлось — «Народное». «Душистый Генрих» шаг за шагом отвоевывал свою нишу, придумывая все новые способы привлечь не только богатых клиентов , но и более простых покупателей. После его кончины дети и супруга Генриха Брокара успешно продолжили его ароматный бизнес и создали всем известный аромат «Любимый Букет императрицы». Большинству людей он сегодня известен как «Красная Москва».

Духи «Красная москва». Фото из архива Ирины Воробьевой

В честь царской семьи

К 300-летию дома Романовых, который с помпой отмечали в 1913 году, царские поставщики и другие парфюмеры тщательно подготовились. Их роскошные флаконы можно увидеть на проходящих сейчас выставках, организованных Русским музеем Парфюмерии.

«Практически все парфюмеры отметили это событие своими удивительными изделиями. Изготовленные к Юбилею правящей династии ароматы были разлиты в высокохудожественные флаконы отличного качества. Некоторые из них представлены на выставках. Как правило, юбилейные флаконы выпускались ограниченной серией — сейчас бы мы их назвали лимитированными. К примеру, по заказу компании Сиу и Ко был изготовлен уникальный флакон для одеколона «Инокини Марфы» в честь матери Михаила Романова, который восхищает своей красотой посетителей выставки на ВДНХ. В аромате этого одеколона преобладают ноты трав средней полосы России», — отметила коллекционер.

Фото из архива Ирины Воробьевой

Тяжелая судьба дореволюционных духов

Пройдет совсем немного времени, и грянет революция. Семьи парфюмеров покинут страну, а их производства национализируют. Многие экспонаты из дореволюционной России являются очень редкими, а зачастую и вовсе сохранились в единственном экземпляре.

«После революции многие люди старались их прятать как «пережиток прошлого», а царские гербы на этикетках стирали. Позднее был создан приём флаконов для повторного использования. При наличии видимых повреждений их принимали как утильсырье», — посетовала Ирина Воробьева.

Как ни парадоксально, иногда ценные экспонаты встречаются даже на свалках. Так, флакон от одеколона «Полярный», выпущенный Ралле в противовес одеколону «Северный» Брокара, недавно был найден в регионе рядом с мусорным баком. Кто-то по незнанию выбросил ценный экземпляр. Новый владелец, отыскавший необычный флакон с пингвинами, выставил его на торговой интернет-площадке, но ажиотаж вокруг этого редкого предмета заставил передумать его продавать.

Фото из архива Ирины Воробьевой

Врубель отметился

Экземпляры дореволюционных духов и этикетки на флаконах были настоящими произведениями искусства: хрустальные флаконы ручной работы, некоторые отделаны золотом и драгоценными камнями. Однако не менее уникальной была упаковка. К ее созданию приложили руки такие выдающиеся художники как: Врубель, Билибин, Поленова.

Обычно коллективный труд парфюмеров, как и создателей дизайна флаконов и этикеток, остается безымянным. Ирина Воробьева, как настоящий коллекционер, пытается найти и сохранить фамилии создателей уникальных ароматов. Установить же фамилии оформителей зачастую сродни чуду. Дело в том, что именитые художники намеренно держали в секрете свое сотрудничество с парфюмерными домами. В те времена считалось зазорным заниматься подобной «поденщиной» и «халтурой», хотя платили за нее щедро. Именно за высокую плату и Врубель, и Билибин, как и ряд менее именитых живописцев, брались оформлять этикетки и коробки для духов на радость нам.

Фото из архива Ирины Воробьевой

Духи для Золушки

Сейчас в коллекции Ирины Воробьевой несколько тысяч ароматов, флаконов и предметов быта уходящей эпохи. А началось все с «Пиковой дамы» .

В 1937 году в СССР отмечали трагическую дату -100-летие со дня гибели Пушкина. К этой дате был создан аромат «Пиковая дама», навеянный одноименным произведением поэта.

«Это не очень редкие духи, но мне они очень дороги. Именно с «Пиковой дамы» началась моя коллекция. Мне было пять лет, когда я посмотрела фильм «Золушка». Помните, как добрая фея превратила тыкву в карету, а лохмотья — в роскошное платье? Я захотела повторить это волшебство. У мамы на комоде стояли духи «Пиковая дама» в очень красивом флаконе. Наносить аромат было необходимо специальной стеклянной палочкой удивительной красоты, увенчанной сердечком — карточной мастью черви. Будучи еще совсем маленькой любопытной девочкой, я подставила тубареточку, потянулась за духами и разбила флакон.

С помощью палочки я пыталась восстановить его, но ничего не получилось, и я рыдала. Вскоре мама вернулась с работы, уже из прихожей по запаху поняла, что произошло, и тоже заплакала. Я же принялась ее утешать, обещала вырасти и купить ей такие же духи», — вспоминает Ирина Воробьева.

Девочка выросла и сделала все от себя зависящее, чтобы сдержать слово. К сожалению, аромат «Пиковой дамы» к тому времени был уже несколько видоизменен, а хотелось подарить маме те самые духи из детства.

«Все мои однокурсники и знакомые, знали о моем поиске и постоянно приносили новые флаконы. На тот момент их выпускали уже несколько фабрик, но аромат был не тот. Кроме того, вместо изящной стеклянной палочки появились пластиковые, а хрустальный флакон заменили на стеклянный. Наконец, удача улыбнулась, и мне принесли тот старый флакон 1937 года выпуска. Я открыла его и вдохнула тот самый аромат. Мама оценила», — рассказала она.

Долгие поиски не прошли даром: девушка стала интересоваться историей духов. Так «Пиковая дама» положила начало увлечению, которое с тех пор сопровождает коллекционера.

«Существует легенда, что этот аромат был создан еще во времена Брокара. Того флакона я пока не нашла, но работаю над этим», — поделилась еще одной целью коллекционер.

Духи на экспорт. Фото из архива Ирины Воробьевой

Советский шик

Говоря о роскошных ароматах, нельзя обойти и советские парфюмерные фабрики. Вопреки расхожему мнению, не только «Красная Москва» пользовалась успехом за рубежом. Другие советские ароматы были по достоинству оценены иностранцами активно экспортировались, принося стране валюту.

Хотя духи в ту эпоху были доступны, существовали экземпляры, которые можно было достать только благодаря связям. К ним относились самые дорогие и недоступные духи «Анна Каренина». Они стоили 55 рублей при средней зарплате в 120 рублей. Аромат состоял из большого количества дорогих ингредиентов, духи были разлиты в удивительный по красоте флакон, который венчала крышечка с розой.

«Мне их аромат напоминает большой букет цветов из розы, сирени, ландыша гардении, туберозы … Аромат пудровый, очень стойкий. Это был аромат для избранных. Купить его было сложно, только по большому «блату», по знакомству. Недавно у меня на экскурсии была женщина, которая очень интересовалась парфюмом «Анна Каренина». Оказалось, в свое время она занимала высокий пост, и у нее были эти духи. Ей захотелось их снова послушать, и тем самым окунуться в прошлое», — продолжила рассказ Ирина Петровна.

Сейчас этот аромат хранится в запасниках. Для него просто не нашлось место на выставках.

«Королевство маловато», — вздыхает Ирина Воробьева, — «а хочется показать всю свою коллекцию».
В запасниках хранится еще один уникальный аромат, который сама Ирина считает одной из жемчужин своей коллекции. Это духи «Идеал», созданные на фабрике Ралле в 1900 году.

На выставке. Фото из архива Ирины Воробьевой

Не тот аромат

Конечно, очень хочется почувствовать ароматы, которым душились царские особы или актрисы начала прошлого века. И попытки воссоздавать старые духи были. Но, по мнению коллекционера, ароматы практически невозможно воспроизвести. Каждый последующий выпуск отличается от предыдущего. По словам парфюмеров, в этом виновата не экономия и упрощение сложных ароматов, а климат.

«Говорят, что даже сырье уже не то. Сейчас и жасмин не как прежде, и роза «другая». Меняется климат, меняются ароматы цветов, и получаемое из них масло уже совсем другое. Возможно, я ретроград и консеватор, но еще не встречала удачного повторения старого аромата, хотя я тщательно отслеживаю такие попытки», — пояснила Ирина Воробьева.

Фото из архива Ирины Воробьевой

История и коллекционирование

Сегодня найти редкие духи или хотя бы флакон от них стало проще. Наиболее интересные лоты выставляются на специализированных сайтах и аукционах, были бы средства их приобрести. Однако и по сей день чудесные экспонаты попадают в коллекцию самыми причудливыми путями.

«Иногда ко мне приходят копатели и приносят необычные старые флаконы. Кто-то приносит реликвию, оставшуюся от прабабушки, которой подарили флакон с поздравительной открыткой на окончание учебного заведения. Или бабушке духи на золотой юбилей подарил дедушка. Для меня гораздо ценнее флаконы с фамильными историями. Иногда я приобретаю флаконы вместе с фотографиями тех, кому они принадлежали — это помогает очень остро ощутить историю этих предметов», — делится Ирина Воробьева.

На западе коллекционирование духов достаточно популярное увлечение. В России даже государственные музеи не могут похвастаться подобными экспонатами. Зачастую там представлены всего несколько флаконов в разделе «Стекло».

С легкой руки Ирины Воробьевой, проводящей выставки, все больше россиян загораются идеей собирательства винтажных духов, что неминуемо сказалось на стоимости экспонатов.

Фото из архива Ирины Воробьевой

Бесконечная история

Коллекция Ирины Воробьевой пополняется не только раритетными старыми экземплярами. Она собирает и относительно «свежие» духи, в том числе западного производства. В конечном итоге и эти ароматы снимаются с производства и постепенно становятся частью истории.

«Взять хотя бы «Цветы России», выпущенные ограниченной серией. Сейчас их сложно найти. Или одеколон «Юнкерский», который любит, кстати, один наш именитый режиссёр. Я их приобретаю, потому что хочу показать, как развивалась российская парфюмерия и в девяностые, и в нулевые годы. Это тоже уже история, ставшая частью коллекции», — отмечает Ирина Петровна.

Ознакомиться, пусть и с небольшой, но значимой частью парфюмерных экспонатов можно в Москве. Русский музей парфюмерии, соучредителем которого является Ирина Воробьева, представляет две выставки: одна из них — «Три века русской парфюмерии» проходит в музее-усадьбе «Люблино» до 1 апреля 2024 года; вторая — «Слава и величие парфюмеров царской России — Поставщиков Высочайшего Двора» открыта на ВДНХ до 9 июня 2024 года.




Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале "Первый Женский". Присоединяйтесь!